Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также, каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.
Таким образом, следует говорить о целом комплексе готовностей ребенка к обучению в школе:
- Физиологическая готовность включает как развитие мелкой моторики для овладения навыками письма, так и уровень созревания структур головного мозга. Не рекомендуется спешить и отдавать в школу ребенка шести лет, даже если он обладает глубокими интеллектуальными познаниями. Созревание лобных долей происходит ближе к семи годам и позволяет детям контролировать поведение и выдерживать длительность урока, не отвлекаясь на внешние раздражители.
- Социальная или личностная готовность включает отношение ко взрослым, сверстникам и самому себе. При поступлении в школу ребенок должен обладать определенным набором качеств, которые позволят ему взаимодействовать с окружающими в деятельности, имеющей конкретную цель. Сюда же относится потребность в общении.
- Особое значение в личностной готовности имеет внутренняя позиция школьника, то, что обычно называют мотивацией к учению. На начальном этапе она складывается из желания приобрести новый социальный статус – статус школьника, а также из познавательной активности, которая подталкивает ребенка к познанию нового через учебную деятельность.
- Интеллектуальная готовность подразумевает, что к первому классу у ребенка сформирован определенный набор знаний об окружающем мире. Будущий школьник должен уметь ориентироваться в направлениях (лево-право, верх-низ), знать времена года, находить отличия у предметов, уметь выполнять работу по образцу. Важно помнить и о развитии речи как высшей психической функции. Ребенок должен обладать определенным словарным запасом, правильно использовать интонацию, понимать и объяснять смысл прочитанного в соответствии с возрастом.
- Эмоционально-волевая готовность – также значимый компонент школьный зрелости. Она подразумевает способность ребенка заниматься определенным видом работы в течение установленного времени, умение соблюдать определенные правила.
Источник: https://gppc.ru/news/120847/